Почему вам необходимо отказаться от использования полиэтиленовых микрочастиц, даже если этого не требует закон.

Почему вам необходимо отказаться от использования полиэтиленовых микрочастиц,

даже если этого не требует закон.

Статья опубликована в журнале «Сырье и Упаковка» №8 (183)

 

 

 

В современном мире сложно отыскать человека, который не пользуется очищающими средствами для повседневного ухода: зубной пастой, шампунями, гелями и скрабами для душа и лица. Аудитория этой продукции охватывает почти 100% платежеспособного населения во всех странах, в том числе и в России.

Однако, в отличие от ситуации за рубежом, в нашей стране близка к нулю осведомленность о необратимых последствиях для экологии массового потребления средств с полиэтиленовыми частицами-эксфолиантами.

Постепенно европейские и американские производители на добровольной основе и/или согласно обновленному законодательству отказываются от использования микропластика в косметике. Актуальна ли эта тенденция для России?

В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос и доказать необходимость замены «неэкологичных» ингредиентов.

Экологическое сознание без границ

Стоит обратиться к истории развития проблемы в США и Европе, а также оценить масштабы информационных кампаний, направленных на рост потребительской осведомленности.

Предпосылка для такого роста – актуальность межотраслевой тенденции повышения «грамотности» потребителей, уделяющих все больше внимания этикетке продуктов и безопасности ингредиентов.  Более того, среди жизненных ориентиров нынешнего поколения потребителей не только забота о собственном здоровье, но и осознанное отношение к окружающей среде. 

Новая картина мира строится на возможности гармоничного взаимодействия человека и природы. Как европейских и американских, так и российских потребителей привлекает возможность сделать что-то полезное для экологии, просто совершая повседневные покупки.

Для распространения этого явления не существует государственных границ и языковых барьеров. Главная граница была преодолена тогда, когда важная информация о загрязнении мирового океана пластиковыми микрочастицами из сообщений ученых переместилась в популярные блоги, youtube-ролики, постеры социальной рекламы и другие каналы, доступно рассказывающие населению о проблеме.

В сети Интернет появился и быстро стал известным проект beatthemicrobead.org .  Там не только можно найти максимум сведений и научных подтверждений загрязнения

окружающей среды микропластиком, но и увидеть список производителей, поддержавших кампанию. К тому же, для обладателей смартфонов при участии фонда “Plastic Soup” было создано специальное приложение для выявления косметических продуктов, содержащих пластиковые микрочастицы. Для этого нужно всего лишь сканировать штрих-код упаковки – и получить всю необходимую информацию в режиме онлайн прямо в зале магазина.

База постоянно пополняется продуктами и производителями со всего мира. Проект давно признан всемирным, а информация доступна на 13 языках. Однако, неудивительно, что среди них нет русского – большинство российских потребителей до сих пор не осведомлены о последствиях использования косметики с микропластиком. Не знают они и о ряде побед, которые за несколько одержали сторонники кампании в Европе и США.

И все же сейчас мы можем с уверенностью говорить о скором распространении этой информации в России.

Прежде всего, стоит упомянуть о международном проекте, в котором так или иначе участвует и Россия (самая западная ее точка, г. Калининград) – Plastic Free Baltic («Балтика без пластика»).

 В проекте участвуют девять стран Балтийского региона, в Калининградской области координатором проекта является Центр экологии и туризма. Были разработаны буклеты «Микропластик – невидимая проблема», пилотный этап проекта начался весной 2016 года.

Тема  с нарастающей регулярностью поднимается в медиа-среде – а значит, скоро найдет самый живой отклик у аудитории.

Ряд российских информационных ресурсов, пишущих о натуральных продуктах, экокосметике, разумном потреблении  и экопродукции, начали совместную кампанию. Что характерно, она ориентирована не на производителей, законодательные и регулирующие органы, а на конечных потребителей. Уже в прошлом году СМИ публиковали призывы «внимательно относиться к выбору товаров и рублем голосовать за экологичные». Публикуются и русскоязычные сенсационные материалы, привлекающие внимание самой широкой общественности( например, статья «Загрязнение океана микропластиком поставило под угрозу всемирный урожай устриц», Vesti.ru, 2016)

Специализированные сайты (посвященные косметике и уходу за собой) в некоторой степени выполняют функцию проекта beatthemicrobead: анализируют состав косметических средств и особо отмечают интернациональные компании, сделавших заявления о прекращении использования микропластика или предлагающих продукт с другим составом на европейском рынке.

Уже за последний год в российском информационном пространстве появилось несколько гидов по косметике без пластика  - например, руководство «Как определить наличие микропластика в ваших косметических продуктах?» (2015) или популярный обзор скрабов «Умываемся с микропластиком?»(2016)

 

Журналисты, блогеры и прочие медийные личности активно стараются вовлечь наших соотечественников в борьбу с микропластиком на территории России: «станьте нашим детективом и дайте нам знать, если вы обнаружите пилинг или любой другой продукт с содержанием  PE или PP». В Рунете уже введен специальный тэг #нетпластикувкосметике, призванный аккумулировать и распространить информацию о вреде подобных ингредиентов и действиях, которые нужно предпринимать.

Таким образом, на данный момент СМИ осуществляют просветительскую функцию, потому что уверены – «далеко не все люди знают об этом, а если бы знали, то, возможно, не стали бы покупать такие проблемные продукты», «наша миссия – повысить осведомленность о проблеме среди российских потребителей (Ekokosmetika.ru, 2016)

 

Социальная ответственность компании и ее имидж

Практически каждый производитель косметики выстраивает свою концепцию позиционирования, используя понятия заботы о себе и своих близких, естественной красоте, близости к природе, молодости и здоровье.

Логично, что использование вредных для человека и окружающей среды ингредиентов поставит под сомнение не только концепцию бренда, но и репутацию компании в целом.

Если вы применяете полиэтиленовые частицы и не собираетесь выводить их из рецептуры своих продуктов – рекомендуем вам оценить будущие риски, связанные активизацией движения против микропластика в нашей стране.

Однако мы надеемся, что ваша компания уже разрабатывает и выпускает успешные продукты с учетом развивающихся «зеленых» тенденций, тем самым заботясь и о своих продажах, и о будущем планеты.

В таком случае, не упустите момент и используйте всемирную кампанию против PE-частиц как ступеньку для выхода на очередной уровень развития и формирования лучшего имиджа.

Уже сейчас известные производители инициируют масштабные коммуникационные проекты – например, мероприятия и публикации, приуроченные к Дню мирового океана с целью привлечь внимание к защите его обитателей.

Другая компания сделала официальное заявление: «Являясь одним из лидеров индустрии косметики, мы гордимся нашим имиджем лидера и в социальной ответственности. Мы продолжаем работать, заботясь о безопасности наших продуктов для наших клиентов, планеты, окружающей среды».

Напомним, что в качестве основного инструмента борьбы (информационной) с микропластиком потребители используют постоянно обновляемые и распространяемые списки фирм и конечных продуктов. Только от вас зависит, будете ли вы в «черном» списке или листе рекомендаций.

Выбор в пользу потребителей

 

Распространение микропластика объясняется его доступностью и легкостью использования: он не требует специального оборудования, стабилен, мягко воздействует на кожу.

Тем не менее, потребители ожидают от скрабов (и других косметических средств) смягчения и обновления кожи, но никак не ежедневного загрязнения вод мирового океана.

Существует немало альтернатив полиэтиленовым микрочастицам, большинство из них безопасны для окружающей среды и имеют сложившийся позитивный имидж в сознании потребителей. Рассмотрим их особенности более подробно – это позволит понять, почему предпочтение отдавалось микропластику в рецептуре.

 

Эксфолиант

Ограничения

Абрикосовая, малиновая косточки, скорлупа грецкого ореха, кофе и др.

Сильный дермоабразивный эффект, грубый, присуща зернистость, слабый визуальный эффект, примеси

Эфиры жожоба, касторового, подсолнечного масла

Не распадаются на частицы, дорогие, не термостабильны

Сахар, соль ( в т.ч. Мертвого моря)

Ограничение в рецептуре, быстро растворяется при нанесении

Порошки бамбука, риса, баобаба, цедры и др.

Слабый визуальный эффект, примеси, дорогие

Производные целлюлозы

Ограничение в рецептуре, не стабильны, дорогие

Мягкие гранулы (агар, альгинат, желатин и др.)

Ограничение в рецептуре, не термостабильный,

быстро растворяются при нанесении, дорогие

Карбонат кальция

Сильный дермоабразивный эффект, грубый, присуща зернистость

Полимолочная кислота

Нестабильна в рецептуре, агрессивное воздействие, отсутствие визуального эффекта

 

Подчеркнём, что визуальный эффект присутствия скрабирующих частиц особо важен для потребителей. По этому параметру вышеупомянутые эксфолианты природного происхождения проигрывают яркому, многоцветному, привлекательному микропластику.

 

Однако в таблице представлены не все варианты замены полиэтиленовых гранул. Наши зарубежные коллеги с успехом используют высокотехнологичные и абсолютно безопасные ингредиенты линейки Sorbosil  BFG (PQ Corporation).

Sorbosil BFG представляет собой частички диоксида кремния, способные придать отшелушивающие свойства продукту, а также улучшить их визуальный и сенсорный эффект.

 

В линейку Sorbosil BFG входят инновационные распадающиеся и само-суспендирующиеся гранулы различных цветов (более 20),  и размеров. Также существует возможность изменить цвет размер и прочность частиц по Вашему желанию.

Гранулы Sorbosil BFG имеют ряд преимуществ как для производителей, так и для потребителей и являются оптимальной альтернативой ПЭ-частицам.

Низкая плотность частиц Sorbosil BFG обеспечивает легкое диспергирование. Гранулы Sorbosil BFG имеют минеральное происхождение (сертифицированы Ecocert, Кошер и Халяль), и при этом лишены недостатков многих «натуральных» эксфолиантов. Введение в рецептуру частиц диоксида кремния не способствует микробиологическому росту, не оказывают травмирующего воздействия на кожу. Более того, они отлично совместимы с другими ингредиентами рецептуры и имеют высокую температуру плавления, что обеспечивает стабильность продукта.

По инициативе PQ Corporation было проведено практическое исследование с целью выяснить, ощутима ли для потребителей разница между рецептурами с полиэтиленовыми гранулы (размер 300 микрон) и c частицами Sorbosil  BFG. В исследовании использовались марки Sorbosil BFG50 и BFG10.

Независимой лабораторией было приготовлено 3 рецептуры, в каждую из которых добавили отшелушивающие гранулы в дозировке 3,0%.

В течение 21 дня 126 здоровых женщин от 18 до 65 лет использовали три опытных продукта (как минимум 3 применения в неделю для каждой рецептуры).

 

 

 

Общие впечатления

 

 

Отчет демонстрирует, что во всех аспектах применения Sorbosil BFG50 и полиэтиленовые гранулы размером 300 микрон оказались неразличимы. Это особо важно для производителей, которые не хотели бы менять потребительские свойства своих рецептур или их характеристики результативности. Sorbosil BFG10 был отмечен как оказывающий более мягкий/комфортный эффект по сравнению с полиэтиленовыми гранулами и Sorbosil BFG50.

На своем личном опыте Вы можете убедится, что частицы Sorbosil BFG на данный момент являются оптимальной заменой ПE-гранул, т.к. входят в число эксфолиантов безопасных для окружающей среды – являясь при этом стабильными, привлекательными для потребителя и высокотехнологичными.

 

← К списку

Наши партнеры